Что такое сокет. Основные сокеты процессоров AMD и Intel

Понятие сокета является, пожалуй, некой пассивной характеристикой процессора, но в тоже время данный термин является одним из ключевых при комплектации системы. В данной статье серии «характеристики процессоров», мы разберемся с понятием сокета и рассмотрим более-менее популярные сокеты процессоров двух основных производителей CPU– амд и интел.

Socket

Сокет. Что и как?

Попросту говоря, сокет (socket) – это разъём (гнездо) на материнской плате, куда устанавливается процессор. Но когда мы говорим «сокет процессора», то подразумеваем под этим, как гнездо на материнской плате, так и поддержку данного сокета определенными линейками процессоров. Сокет нужен именно для того, чтобы можно было с легкостью заменить вышедший из строя процессор или апгрейдить систему более производительным процессором.

На физическом уровне, сокеты отличаются количеством контактов, типом контактов, расстоянием креплений для процессорных кулеров и множеством других мелочей, которые и делают практически все сокеты несовместимыми. Также, имеются технологические отличия: наличие различных дополнительных контроллеров, более высокие параметры производительности, поддержка интегрированной графики в процессоре и т.д.

Как уже говорилось выше, подбор сокета – немаловажная часть сборки системы. Если будет подобран процессор, который ориентирован на другой сокет, нежели в материнской плате, то система работать не будет, если вообще процессор встанет в несовместимое гнездо. Лучше подобных экспериментов с несовместимыми сокетами не проводить, так как можно повредить контакты на процессоре или разъёме, что, скорее всего, приведет к выходу комплектующих из строя. Поэтому при покупке материнской платы и процессора, сначала выбирайте процессор, а затем уже ищите под него материнскую плату с совместимым сокетом. Список поддерживаемых процессоров можно найти на официальном сайте производителя материнской платы, чтобы остаточно убедиться в совместимости той или иной модели.

Ну а сейчас, мы рассмотрим наиболее популярные сокеты процессоров от amd и intel, опуская сильно устаревшие версии по типу 370-ых сокетов для Pentium III и тому подобных.

Сокеты Intel

Динамика обновления сокетов для процессоров Intel, на порядок выше, чем у тех же сокетов новых процессоров AMD. В рамках своей предпоследней серии процессоров, появилось целых три новых сокета, причем они полностью несовместимы.

Всё это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо тем, что с частым обновлением сокетов и выпуском под каждую (даже) часть линейки процессоров, мы можем наблюдать увеличение производительности и более специфическую заточку под конкретную модель. А вот жирный минус в том, что довольно тяжело делать апгрейд, когда каждая новая серия процессоров идет под новый сокет, приходится менять не только процессор, но и материнскую плату.

Сокет процессоры от Intel


Теперь давайте рассмотрим несколько конкретных сокетов от Интел:

Socket (сокет LGA 2011) – один из новых сокетов для некоторых процессоров Ivy Bridge (Corei7, i5, i3 – 3xxx)
Можно отметить, что данный сокет был скорее маркетинговым ходом для встряски рынка и набивки цен (первое время) на процессоры, которые позиционировались под этот сокет. Но все-таки подвижки в производительности можно было заметить. Сейчас же, процессоры под данный сокет упали в цене, чего не скажешь про материнские платы с
LGA 2011, они остаются в разы дороже подобных материнских плат, под тот же LGA 1155, который мы рассмотрим чуть ниже.

Socket (сокет LGA 1155, 1156, 1366)данные сокеты можно условно поместить в одну «пачку», но повторюсь еще раз: они не совместимы, хоть и позиционируются под одну микроархитектуру Sandy Bridge II, просто для разных версий.

Наиболее ходовым оказался сокет 1155, на нем сейчас и построены большинство систем. Для мощных систем и серверных решений на борту с Сorei7 и Xeon, был разработан Socket 1366.

Socket (сокет LGA 775) – эти сокеты уже морально устарели, хотя еще живут во множестве систем, они позиционировались под несколько линеек сразу, таких как Core 2 Duo, Core 2 Quad, Celeron и другие.

Сокеты AMD

Политика компании AMD, в этом плане более консервативна. Несколько сокетов имеют совместимость благодаря сериям с «+». К примеру, Socket AM2 совместим с AM2+, что дает более широкие возможности для апгрейда, но вместе с этим, это немного неприятное топтание на одном месте, что не позволительно для IT- сферы.

Socket AMD


Некоторые примеры сокетов AMD:

Socket (сокет AM3 и AM3+) – можно сказать сокет и его модификация, по спецификациям они совместимы между собой, разрабатывались под процессоры FX, Phenom II, Athlon II. Сокет для наиболее мощных Bulldozer (FX) среди лагеря AMD, которые не оправдали надежды, но упав в цене стали более интересным приложением, с точки зрения неплохой производительности за низкую цену. Сокеты AM3 и AM3+, сейчас являются наиболее ходовыми, на них комплектуется большинство как дешевых, так и более дорогих систем. То есть можем смело констатировать практичность данных сокетов.

Socket (сокет AM2 и AM2+)сокеты для процессоров Phenom, Athlon, Sempron. Также, полностью совместимы. На сегодняшний день можно считать немного устаревшими, хотя еще активно работает масса систем построенных на основе данных сокетов.

Socket (сокет FM1 и FM2)сокеты FM создавались под процессоры серии AMD Fusion, которые отличаются очень мощной интегрированной графикой. На данный сокет и совместимые с ним процессоры, следует ориентироваться тем, кто не желает тратиться на дискретную видеокарту и будет довольствоваться интегрированной графикой.

Вот мы и рассмотрели, в довольно подробном виде, понятие сокета и основные сокеты процессоров intel и amd. Рекомендую ознакомиться с другими статьями на сайте, где описаны другие характеристики процессоров.


Чуть более подробное дополнение по конкретным сокетам, описано в комментариях к статье, также рекомендую ознакомиться.


Комментарии   

 
+68 # Модератор - Wizard 04.11.2012 16:16
По состоянию на 14.10.2014 обновлено, а то коммент мой сильно устарел :)
Сокет AM2 - подходит только для процессоров AM2. Уже давно устарел и материнки сняты с производства.
Сокет AM2+ - подходит как для процессоров AM3, так и AM2. Относительно современный, т.к. поддерживаются все Феномы на AM3, но как правило более старая дорогая память DDR2 используется на этой платформе. Устарел, снят с производства.
Сокет AM3 - только для процессоров AM3, то бишь тоже достаточно современный сокет. Хоть и заявляли некоторые производители, что процессоры FX поддерживается, но затем поддержка была отозвана. поддерживается память DDR3. Материнки ещё продаются, но смысла современную систему строить нет, давно сняты с производства.
Сокет AM3+ - один из наиболее современных сокетов на сегодняшний день. Поддерживаются процессоры AM3 - Феномы например - и AM3+ - вся серия FX, в том числе FX Vishera, которые обходят i7 в нескольких нужных тестах. Так же естественно поддерживается память DDR3. Про дальнейшие поколения процессоров пока точной информации нет.
Сокет FM1 - "пробный шар" АМД в области процессоров с интегрированной графикой на архитектуре Llano. Запуск удался, хоть и было известно, что обновлений процессоров не будет. Тем не менее лучшая встроенная графика, по сравнению с интеловской разработкой HD 4000. Подойдёт для простых домашних бюджетных компьютеров, где особо не нужна дискретная графика. Но сейчас покупать конечно смысла нет, только если критичен каждый рубль.
Сокет FM2 - платформа рассчитана на процессоры Trinity и их обновление Richland - добавлены наработки по энергоэффективн ости и обновлены частоты. Ещё более мощная встроенная графика в процессор, у Интел значительно хуже, даже у последних Хасвелл, не смотря любые маркетинговые сравнения в проплаченных обзорах. Так же есть процессоры без встроенной графики для тех, кто хочет поставить относительно мощную дискретную видеокарту. Сейчас материнки уходят с рынка, заменяются на FM2+.
Сокет FM2+ - создан для новых процессоров, тех самых революционных на ядре Steamroller. Процессоры на их базе - Kaveri. Материнки FM2+ обладают обратной совместимостью с Trinity и Richland, что всегда невозможно у Интел. Эти материнки - лучшее бюджетное и перспективное приобретение, на мой взгляд. Непревзойдённые перспективные технологии использования графического ядра как вычислительные основные ядра при необходимости, единый доступ к оперативной и видеопамяти - в оптимизированны х приложениях будет огромнейший прирост вычислительной мощи, что показывают доступные тесты. Так же уже есть модификации без встроенного видеоядра (точнее оно отключено из-за его брака, как все и делают) - для владельцев мощной видеокарты.
Будущее. Вероятно, в 2015 году будет AM4 и FM3 для процессоров с ядром "экскаватор". Но скорее всего сокет будет объединён в какой-то один из них. Будет поддержка либо памяти DDR4, либо жутко революционной HMC (Hybrid Memory Cube). Знаю, что АМД работало над увеличением производительно сти в х86 инструкциях при сохранении технологий Кавери. А это означает, что при поддержке памяти HMC - будет настоящим прорывом вообще по всем направлениям, как старым, так и перспективным. Ждём! Вероятно, будет в 2015 году.
 
 
+54 # Модератор - Wizard 05.11.2012 23:02
Дополнено 14.10.2014. Так, а теперь очередь добралась до Интеловских сокетов, хотя их меньше знаю :-) Начнём с "древних".
Сокет 775 - для Core 2 Duo, Core 2 Quad и прочих, материнские платы сняты с производства. К моему удивлению увидел новый процессор в продаже. Разумеется, к покупке не рекомендую. Сравнимы с Феномами II от АМД.
Сокет 1156 - похоже на ситуацию как с FM1 у АМД :) Устарели морально, сняты с производства. Отличие от новых процев под 1155 - трёхциферное обозначение модели. Так же новые ещё продаются, например Core i3 560. Не рекомендуется к покупке.
Сокет 1155 - текущая массовая платформа для рабочих станций и домашних систем, здесь встречается 2 разновидности - более старая sandy bridge и новая ivy bridge. Отличие в циферных названиях моделей у sandy 2ххх, а у ivy 3ххх.
Сокет 1366 - прошлая топовая платформа у Интел. Снята с производства. Как и в случае с AM2+/AM3 - достаточно современна. Если у вас она вдруг есть, а лишних денег на апгрейд нет, то менять пока не стоит.
Сокет 2011 - текущая топовая платформа у Интел с новой модификацией 2011-3. Не путайте, 2011 и 2011-3 абсолютно не совместимы! Неоправданно дорогие процессоры и такие же материнки для немного лучшей производительно сти относительно топового процессора i7 на сокете 1155/1150. Для энтузиастов и бескомпромиссно й работы, где дорога каждая секунда, ни в коем случае не для домашней системы. Хотя и в этом в некоторых случаях лучше могут быть новейшие процессоры АМД Вишера на АМ3+ или сокет 1150, надо сравнивать производительно сть и удобство работы.
Сокет 1150 - сокет у Интел для процессоров Хасвелл, наиболее сейчас производительны е по скорости одного ядра хотя и со своими принципиально нерешаемыми проблемами. Разгонные модификации процессоров плохо пригодны для использования - ВСЕГДА нужно выпиливать крышку и заменять термопасту на "жидкий металл", тогда будет хорошо и долгосрочно. Иногда такая же процедура необходима и для неразгонных процессоров, потому что термопаста под крышкой хасвелла из-за его очень горячего нрава норовит усохнуть - это характерно для процессоров начиная с i5. А так в целом по скорости одного ядра это лучшее предложение на рынке, но технологические недостатки по мне слишком ужасны. Я не люблю продукты "тяп-ляп", но тут каждому своё.
Будущее. Сокет ? - для процессоров Бродвелл - это простая эволюция Хасвелл, потому ничего принципиально нового не будет вообще, только переход на другой техпроцесс и возможно увеличение частот, и скорее всего, все нерешаемые проблемы хасвелла будут сохранены - текущее тепловыделение на более мелком кристалле приведёт к куда более худшим ситуациям, чем на хасвелле. Если они будут с термопастой под крышкой вместо припоя - это будет провал. Либо опять снимать крышку и заменять на жидкий металл, но пользователей хасвелла это не пугает :) Возможно будет сохранён сокет 1150, но при совершенно новом чипсете. Возможно - нет. Это пока не известно. Вероятно, 9-я серия чипсетов от Интел (например Z97) будет поддерживать Бродвелл, но с Интел никогда не знаешь, будет ли заявленное действительност ью без проблем, или же всё-таки понадобится другая ревизия того же чипсета. Подождём - увидим.
Исторически сложилось следующее. Интел направила усилия на лучшую работу одного ядра, но плохую согласованность между ними, а АМД - наоборот, более слабые ядра, объединяясь, демонстрируют всегда лучшую плавную работу в многопотоке и многозадачности без интеловских заиканий - абсолютно принципиально недостижимую из-за архитектуры у Интел. Каждый выбирает своё.
 
 
+16 # Влад 24.11.2012 11:25
Спасибо, очень полезная статья! У меня ныне усопший сокет АМ2)
 
 
+9 # Павел 02.12.2012 12:32
Да уж блин, каждый год выходят но ведь если примерно компу 2 года и не финансово перекидывать всю систему,можно проще сделать ограничиться небольшим апгрейдом поставить ну например:послед нюю видеокарту и оперативу нормальную и разогнать проц.Я так сделал и доволен как слон!!! у меня сок1156 и производительно сти в домашних условиях хватает заглаза.
 
 
+5 # Администратор 02.12.2012 14:00
Ну это 1156, а когда речь заходит про тот же LGA 775 с среднестатистич еским стареньким Core2Duo, то здесь, при апгрейде, установка новой видеокарты, без замены процессора, будет довольно неоднозначным решением :-)
 
 
-4 # Павел 02.12.2012 17:00
Полностью с вами согласен для 775 смысла ставить нет,это не даст той производительно сти!!!У меня было что-то подобное была плата с соком АМ2 там Атлон x2 стоял думал что ставить видеокарту последнюю или перекинуть всю систему,я еще тогда многово не знал,почитал в инете спросил у знающих посоветовали полностью сменить платформу, ну вот так я и оказался на соке 1156 четырёхядернике Линфилд.
 
 
-9 # Валентина 17.12.2012 07:30
Да вот тоже неоднозначно...
Я уже седьмой год провожу апгрейд только видеокарты и оперативки - и ничего.., для дома - нормуль, и даже смотрю HD-видео и играю не только в казуальные игрушки.
 
 
-12 # Иван 08.12.2012 10:54
Вы так смело говорите о ам2 и ам2+ снятых с производства скинте ссылочку на официальный документ или что-нибудь что бы доказать свои слова....Заране е благодарен
 
 
+8 # Модератор - Wizard 10.03.2013 00:05
Иван, хоть и давнишнее сообщение, но отвечу)) Нету официального документа, есть лишь новости, которыми следует руководствовать ся, а так же логикой :-)
Давно сняты с производства процессоры: AM2, AM2+, относительно недавно ВСЕ процессоры AM3 (Феномы, Атлоны), и совсем недавно первое поколение FX Бульдозер. Материнки вплоть до АМ3 тоже сняты с производства, т.к. уже никому не нужны, логично? И уж тем более АМ2+ и совсем старые АМ2. А так же сняты FM1 Llano, естественно.
Производятся только очень удачные FX-ы второго поколения Vishera и материнки под них АМ3+, которые подходят под "старые" АМ3, но ещё очень современные Феномы, Атлоны. Ещё производятся так же удачные и знаменитые Тринити на FM2, которые скоро будут заменены на более совершенные Ричлэнд, тоже под FM2. Атлоны под FM2, наряду с Атлонами и Феномами - вообще хит бюджетного сегмента.
То, что продаётся сейчас на АМ3 и FM1 - складские запасы, цены снижены, покупатели рады, конечно.
Тоже самое и у интел. Процессоры производятся только под 2011 и 1155, процессоры 1155 готовятся к прекращению производства, заменяются на 1150. Что будет с 2011 - пока не ясно, вполне вероятно тоже заменят. Более того, интел отказывается от производства своих материнок, т.к. не выдерживает конкуренции.
 
 
+2 # Модератор - Wizard 08.04.2013 18:04
Добавлю ещё про FM2 - Тринити ещё в январе похоже сняты с производства, вовсю производятся Ричлэнд - для сборщиков ПК. Уже вот-вот должны и в розницу попасть, сам их жду - хочу 2-й ПК на FM2 с этой новой моделью.
 
 
+4 # Богдан 14.04.2013 15:04
У меня вообще 478 сокет P-4,3Ггц,2Гб,ви д.AGP 3850.(5лет комп.) Cтавил различные сборки XP,Vistа,W-7, увеличивал кэш 2 уровня до 1024 и, что самое интересное Семёрка дала поиграть в Battlefield 3 на разрешении 1280 на 1024, хотя игра сплошной ЛАГ и БАГ,оптимизация полное Г..., но COD BO 2 превзошёл всё по безобразной оптимизации, но поставил Vista GE c 11dx и эту игру смог пройти, правда с сейвами. Так что сокеты не так важны, можно выжимать из железа соки при желании.
 
 
+2 # Администратор 14.04.2013 16:43
Богдан, можно выжимать соки, но стоит ли проходить COD 2 на 10-20 fps (предположитель но) :-) ?
 
 
+5 # Nihad 30.04.2013 13:04
Это для меня очень полезно
 
 
-1 # evgen 10.05.2013 11:13
спасибо за статейку очень полезнол для развития по железу сам работаю в магазинчике побэушке!! сижу на AM3 2*3гг видюха GTS 320 bit 320mb не жалуюсь!!! :-)
 
 
+4 # danil 03.06.2013 09:58
по поводу ненужности сокета АМ2. На руках, у пользователей, находится огромное количество компьютеров на данном сокете. Проблема в замене как мв, так и процессоров двухядерников. цены на данные комплектующие, в рабочем состоянии большие в связи отсутствием оных в продаже.
 
 
+2 # s-post 25.07.2013 08:49
спасибо за статью, достаточно внятно все разложено, помогло определить не только "что это сокет?" но и то что следующая машина не будет интел
 
 
+1 # Руслан 28.07.2013 23:07
Подскажите пожалуйста! Процессор под сокет FM2, по размерам больше, чем процессор под Интелл 1155? Очень важно, для охлаждающего кулера Spire TME III, в 1155 прилегают только три из пяти трубок прямого контакта. Может в FM2 больше трубок прилегать будут?
 
 
+1 # Модератор - Wizard 01.08.2013 21:54
Руслан, да, крышка процессора FM2 больше, чем на процессорах 1155. Но как там будет обстоять дело с прилеганием не в курсе. Кстати кулер ужасно избыточный для FM2. Он скорее для FX 8350 или и7-4770к в максимальном разгоне.
s-post, количество соратников множится :-)
danil, год назад продавал АМ2 плату за 800 руб, она была неплоха. АМ2+ продал недавно за 1200 руб, она была очень хороша, поддерживала все процессоры АМ3. Так что всё недорого. Процессоры АМ2 и АМ2+ тоже недороги - смысла нет гнуть цены, устарели они.
 
 
+2 # Модератор - Wizard 15.09.2013 15:39
Обновлю тему немного :-)
На замену FM2 скоро поступит FM2+ - под него рассчитан новый Kaveri на ядрах Steamroller. Так же сокет FM2+ совместим с процессорами Trinity и Richland. Архитектурные отличия по производительно сти Kaveri - обещано до +30% к FX, но это видимо по всем ядрам сразу если загрузка, всего у Kaveri будет 4 ядра в 2-х модулях. Вероятно в будущем поступят и процессоры под сокет FM3, которые будут поддерживать DDR4 и будут совместимы с FM2+. По одному ядру не известно. Kaveri обещан в ноябре 2013-го года!
Под АМ3+ обещан наследник FX на ядрах Steamroller, до 10 ядер (в 5 модулях) по слухам. Официальной информации нет, но такие сведения рассказал сотрудник АМД на выставке. Этот наследник FX (название ещё не известно, возможно FX2) заявлен в марте 2014 года.
Что нового в интеловских процессорах? Уже появились в продаже Ivy Bridge-E, которые совместимы со старым сокетом 2011. По тестам i7-4930k обходит старого лидера i7-3960X, но при этом стоит 20 тыс, а не 35 тыс, что повергает кого-то в ликование :-) В номинале кушает меньше, а в разгоне - больше, чем 4930к - такая же ситуация была с Ivy Bridge под сокет 1155 и Haswell под сокет 1150.
Заявлен и Haswell-E под сокет 2011-3 (НЕ совместим с обычным 2011). Срок его выхода где-то 2015 год
 
 
+15 # Богдан 19.01.2014 13:53
Администратор - Forslinne, да, где-то так, но это из принципа, потому что они не хотят нас уважать, требуют денег за халтурные, искусственно тяжёлые игры, меняют сокеты почём зря и дают прибавку в качестве 0,5 %, а мы бегай модернизируй каждый год железо как дурачки. :-x
 
 
0 # Богдан 19.01.2014 14:11
Но если и модернизировать ся, то буду переходить на Kaveri,интересн о просто на себе испытать как он подтвердит заявленную производительно сть вот эту без дискретки www.youtube.com/watch?v=axyHkKn_e80, если правда, то и выжимать из него долго не придётся ничего.
 
 
-5 # Евгений_2013 19.02.2014 16:23
Богдан
Первое знакомство с поколением Kaveri: обзор и тестирование процессора AMD A10-7850K
overclockers.ru/.../...
Обзор и тестирование видеокарты AMD Radeon R7 260
overclockers.ru/.../...

направление Kaveri конечно перспективно, но всё же это решение больше для мультимедийной системы которую игровой по современным меркам можно назвать с натягом, сами посудите какую игровую производительно сть может позволить развить DDR3 даже 2133 мГц. Если внимательно посмотрите тот обзор который вы представили то увидите, что разрешение на УЛЬТРА (оно выборочное, некоторые параметры выключены, некоторые медиум) составило 1280Х720 при показаниях ФРАПС 27 кадров (что не признано как показатель комфортной игровой производительно сти)
 
 
+6 # Доруг-оол 02.08.2014 10:48
Можно ли поменять процессор i5-3230m c сокетом FCPGA988 на процессор i7-4900mq с сокетом rPGA в ноутбуках
 
 
-5 # Администратор 25.08.2014 13:03
Доруг-оол

Это сокеты G2 и G3 - они в корне не совместимы, так что нет, нельзя.
 
 
-12 # ALEX-LAV 22.09.2014 16:18
Здравствуйте!
Помогите апгрейдить комп,мамка P35 Neo2,socket LGA 775 CPU, процессор Core 2 Duo CPU E8400 @3,00Ghz, 3005МГц,2 ядра,2 логических процессора,опер ативка 2 гига на 50% занята постоянно,винда стоит 7х64, видяха ATi Radeon HD 4870,видяха не поддерживает dx11,только dx10. Хочу поменять процессор на 4 ядра,в магазине когда покупал сказали что можно это сделать,не знаю как подобрать процессор к мамке,и как подобрать оперативку?
 
 
0 # Модератор - Wizard 14.10.2014 10:51
ALEX-LAV, ваш компьютер устарел безнадёжно, заменять процессор нет смысла - менять надо материнскую плату вместе с процессором. А на что менять - уже зависит от бюджета. Недорого и достаточно - рекомендую на платформе FM2+. Если будут вопросы - спрашивайте.
 
 
+1 # sasha 21.11.2014 13:46
статья выше хороша, но она 12года! с сейчас НГ 15 на носу
буду покупать проц, мучаюсь -какой сокет выбрать? чтобы материнки под него можно было купить еще лет 3-5
есть проц амд атлон х2 6000+ ам2, но материнки под него уже не продаются вооще, (2 шт сдохли за 4 года!)
думаю i5 но какой сокет чтобы и года через 5 к нему материнку купить ? (играю мало)
 
 
+7 # Konigula 26.12.2014 15:28
Планируется максимально бюджетная конфигурация с максимальной перспективой апгрейда. Присматриваю процессор АМД А6 с сокетом FM-2 и материнка с сокетом FM-2+ c поддержкой Dual Grafic. Насколько перспективен данный сокет и возможность увеличения графики за счет установки видеокарты?
 
 
-3 # риф 19.08.2015 23:03
Cokeт fm1 совместим сокеt fm2 ? Стоит АМД А6-3500 2.10 GHz soketFM1
 
 
+2 # 1986 fylhtq 02.04.2016 22:08
подскажите пожалуйста!у меня мать с сокет FM2 станет ли на нее процессор сокетом FM2+? спасибо
 

У Вас не достаточно прав для комментирования!

Инфо

Информативно о компьютерных технологиях. Различные материалы относительно компьютерного железа, софта (программ) и сетевых технологий. При полном или частичном копировании информации - прямая ссылка на сайт (We-it.net) обязательна.